Черногория — новый этап азербайджанской «дипломатии памятников»

AliyevDjukanovicПремьер-министр Черногории Мило Джуканович на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым во время его официального визита в Черногорию (Фото пресс-службы правительства Черногории)

Репортаж Элизы Рональдс-Хэннон

На прошлой неделе «монументальная» дипломатия Азербайджана продолжила свою поступь, подтверждением чему стало заявление о том, что эта страна оплатит создание и установку в Черногории памятника Джавиду Гусейну, азербайджанскому поэту, погибшему в годы сталинских репрессий. 

Скульптура поэта появится в Кингс-парке, который азербайджанские власти обещают благоустроить за свой счет, как и улицу, где он расположен. При этом официальные лица Черногории отказались предоставить информацию о стоимости этих работ, но дали понять, что проект оценивается во многие миллионы долларов.

За последние годы правительство Азербайджана инициировало установку памятников во многих странах, включая такие, как Босния и Герцеговина и Сербия. Но прежде речь каждый раз шла о скульптурных изображениях бывшего президента этого государства — Гейдара Алиева. «Ощущение такое, что это стало новым правилом для властей: наладив с какой-нибудь европейской страной теплые отношения, они сразу ставят там статую Алиева, — делится своим впечатлением азербайджанский блогер Али Новрузов. — В самом Азербайджане его памятники появляются везде, где только можно, и теперь они хотят перенести эту традицию за рубеж. Это все продолжение той внутренней политики, что сформировала культ личности покойного президента».

Одно из таких «экспортных» изваяний наделало много шума в прошлом месяце, когда власти мексиканской столицы демонтировали памятник Алиеву, реагируя на широкую волну критики. Протестовавшие против памятника заявляли, что их оскорбляет присутствие монумента личности, прославившейся авторитарным правлением и масштабным попранием прав человека.

Вполне вероятно, что именно из-за опасений столкнуться с подобными протестами в руководстве Азербайджана и Черногории решили в этот раз отказаться от еще одного «скульптурного Алиева» в пользу более «удобоваримого» памятника поэту Гусейну. «Это было бы чересчур даже для Черногории. Поэта воспримут спокойнее», — рассказал редактор черногорского журнала The Monitor Милка Тадич.

Алиев-старший, как и его сын, нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев, был известен своей приверженностью абсолютистскому стилю руководства страной и тем, что установил в ней авторитарный режим. Гейдар Алиев был генералом КГБ, и еще до распада СССР проделал путь на самую вершину власти в Азербайджане. Пользуясь высотой своего положения, он расправился с оппонентами, выдав эту «чистку» за антикоррупционную кампанию.

Унаследовавший президентство от своего отца Ильхам Алиев, по мнению американских дипломатов, отраженному в их служебной переписке, заслуживает сравнения с главой мафиозного клана. За годы его правления Азербайджан не раз подвергался критике за нарушения прав человека, включая практику регулярного лишения свободы журналистов и гражданских активистов..

Но то, что действительно вошло в плоть и кровь режима Алиева, так это вопиющая коррупция в среде власть имущих. Недавние расследования, проведенные OCCRP и радио «Свобода», наглядно показали, что президент и члены его семьи через приватизацию государственных предприятий аккумулируют в своих руках солидные активы, а также тайно владеют долями в крупнейших компаниях страны. Помимо этого правящее семейство продолжает активно вкладывать средства в зарубежную собственность, выбирая для этого такие страны, как Чехия — одно из излюбленных мест для представителей элиты, желающих понадежнее скрыть свои финансы.

Но, несмотря на все это, азербайджанские власти всячески стремятся преподносить образ своей страны как богатого и щедрого соседа. Тот культ личности, который Ильхам Алиев создал в Азербайджане, позаимствовав для этого методы своего отца, кажется, приносит зримые плоды и теперь смог шагнуть в пространство мира виртуального.

«Многие годы в сфере Интернета доминировала оппозиция, — говорит Кэти Пирс, профессор Вашингтонского университета и эксперт в области технологий в бывших советских республиках. — Однако два года назад молодежное крыло правящей партии выступило с инициативой о более активном присутствии в социальных медиа».

И вот группа молодых, одаренных и подкованных в делах Интернета партийцев взяла на себя работу по проведению кампаний в Сети. Их стратегия не выглядит особенно замысловатой, говорит Пирс, да в том и нет большой необходимости: огромное число азербайджанцев и так добровольно подключатся к подобной кампании. Все большее число молодых азербайджанцев «принимают вполне осознанное решение встать под правительственные знамена», когда наблюдают, как молодая элита, не стесняясь, афиширует в Сети свой роскошный образ жизни, публикуя фотоотчеты о гламурных вечеринках и поездках на горнолыжные курорты. «Ключ к двери, ведущей в безбедную жизнь, достается тем, кто сумеет стать своим в среде провластной молодежи, и как только эти люди попадают в круг приближенных, то вынуждены демонстрировать свою лояльность руководству», — делится своим наблюдением Пирс.

И их действия проявились со всей очевидностью после того, как OCCRP выбрал Ильхама Алиева «Человеком года в сфере преступности и коррупции». В рамках срежиссированной кампании на OCCRP и другие опубликовавшие эту информацию СМИ обрушился шквал из шести тысяч электронных «писем протеста», часть из которых была сгенерирована автоматически.

Те же самые нефтедоллары, что вызвали к жизни эту новую молодую элиту, Азербайджан использует для финансирования своих инвестиций за рубежом. Последний «блицвизит с памятником» совпал с планами Алиева выстроить в Черногории огромный элитный курорт, рассчитанный на солидную прибыль. Продвижению идеи такого строительства и был посвящен приезд лидера Азербайджана на Балканы на прошлой неделе. Этот объект стоимостью четыре миллиарда евро появится на месте бывших казарм на острове Кумбор, который азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR возьмет у правительства Черногории в аренду на 90 лет. При этом финансовые условия этой сделки пока еще не обнародованы.

Однако то, каким образом SOCAR вышла победителем тендера на строительство прибрежного гостиничного комплекса, вызывает подозрения. Нефтедобывающая компания не удовлетворяла самым основным требованиям участия в этом конкурсе, даже с той точки зрения, что она не представляет туристическую отрасль, и поэтому сама она заявку не подавала. По информации журнала The Monitor, для этого она решила использовать фиктивную фирму под названием Triangle, через которую и выиграла тендер. Когда же главный соперник SOCAR в лице компании из США оспорил такой результат, заявив, что предпочтение было отдано не отвечающей требованиям компании (к слову сказать, причисляемой организацией Transparency International к числу самых коррумпированных в мире), эта жалоба была отвергнута как «претензия технического характера», пишет журнал.

«Азербайджанскими деньгами гораздо проще манипулировать, — говорит Милка Тадич. — Джукановичу во что бы то ни стало нужны деньги, поэтому он и выбрал Алиева. Алиев для Джукановича — один из очень немногих вариантов».

В распространенном в прошлый вторник официальном пресс-релизе правительство Черногории заявило, что отношения между двумя государствами «динамично развиваются», и привело высказывание премьера Джукановича, подчеркнувшего, что власти страны готовы прилагать усилия для укрепления партнерских связей с Республикой Азербайджан.

В том же пресс-релизе содержится высказывание Ильхама Алиева, заявившего: «Стабильная политическая и экономическая ситуация, а также последовательная политика правительства Черногории являются позитивным сигналом для потенциальных азербайджанских инвесторов».